27/11/11 "Время помогать" и Русский музей дарят детям гармонию.Фонтанка.ру

27.11.2011 14:28 

25 ноября в Мраморном дворце в рамках акции «Подари тепло», которую традиционно проводит фонд «Время помогать», должна была состояться встреча с воспитанниками Приозерского детдома для умственно отсталых детей. Однако из-за предполагаемого визита высокопоставленных чиновников ребятам в Мраморный дворец в этот день попасть не удалось. Впрочем, устроители акции нашли достойный выход из этой ситуации.

Сначала для юных гостей из Приозерского района организовали экскурсию по Петербургу, а после обеда пригласили в уютную квартиру на Невском, что принадлежит фонду «В поисках гармонии» при Русском музее. Здесь ребятам вручили киски и краски, листы ватмана, и юные таланты под руководством опытных художников и воспитателей принялись рисовать то, что только что увидели в большом городе. Многие картины у них получились удивительно теплыми, просто по теме акции «Подари тепло». Щеки ребят после прогулки по морозному Питеру разрумянились, глаза горели, они живо общались между собой, были переполнены впечатлениями – все происходящее явно доставляло им море удовольствия!

Вот что рассказала "Фонтанке" Мария Михельсон, культуролог, ведущая мастер-класса, преподаватель, волонтер фонда «Время помогать»:

- Сегодня «встретились» два проекта. Уже много лет фонд «Время помогать» проводит акцию «Подари тепло». Все, что происходит в ноябре-декабре, это такие теплые акции. Вяжем варежки, шарфы, собираем теплые вещи, вскоре будем наряжать елки. Кроме того, в Русском музее существует фонд «В поисках гармонии», который занимается арт-терапевтическими программами. Около года назад мы вместе с моим коллегой Вадимом Амирхановым, с помощью фонда «Время помогать», начали активно общаться и дружить с Приозерским детским домом. Устраиваем выезды ребят в Русский музей, ходим по дворцам и залам, наслаждаемся красотой, смотрим, обсуждаем увиденное. Для них это важно, им совершенно новый мир открывается. И потом дети рисуют, причем выполняют, как правило, не конкретные задания, а учатся выражать свои впечатления, настроения. В июне мы делали большой праздник комедии дель арто в Михайловском саду, собрали сто детей из разных домов Ленинградской области. Был сделан спектакль, декорации. Ребятам из Приозерска до сих пор вспоминают тот праздник… Ну а еще мы устраиваем выставки их работ в различных галереях города. Привозим туда и наших юных художников, которым неожиданно и приятно увидеть свои работы в рамках, в такой необычной обстановке… Сегодняшней встречей мы начали второй цикл занятий в Русском музее.

- Мария, вы делаете замечательное, доброе дело… Но что ответите тем скептикам, среди которых есть и ученые, доктора, которые считают, что, возможно, не стоит воспитанников детдома для умственно отсталых детей вывозить из «насиженного» места на такие немаленькие расстояния, нагружать их психику новыми, необычными впечатлениями? Зачем все это надо, может быть, их не надо лишний раз волновать?

- А вы читали книгу Рубена Гальего «Черное и белое»? Или книгу Антона Борисова «Кандидат на выбраковку»? Они прекрасно раскрывают мир этих маленьких детей, которые многим кажутся «бракованными». Но когда я сама первый раз оказалась в Приозерском детском доме и пообщалась с этим ребятами, для меня открылся их мир, круг общения. И я поняла, что пространство искусства, общение, впечатления от большого города – все это их обогащает, это только на пользу. Время, которое они проводят в детском доме – единственное время, когда для этих детей может хоть как-то открыться большой мир - в образе музея, в образе города, в образе творчества. Потому что потом большинство попадает в психоневрологический интернат, и что будет дальше - одному Богу известно.

Но сейчас это такие же прекрасные дети, которые точно также рисуют, творят, точно также чувствуют, радуются, как все мы. И они очень хорошо, спокойно переносят нагрузки, связанные с дорогой, с пребыванием в новом месте, с новым кругом общения.

Они уже знают, что поедут в большой город, в музей, увидят там замечательные картины, встретят новых людей. Для них это настоящий праздник, настоящее чудо, возможность самим что-то видеть, самим создавать. Да, мы не знаем, как сложится судьба того или иного ребенка. Но чем больше опыта общения с миром, с окружающими, тем больше сил у него будет в дальнейшей жизни…


С культурологом и волонтером согласна Татьяна Николаевна Щукина, воспитатель Приозерского детского дома-интерната:

- Такие экскурсии дают нам возможность гармонично развиваться. И участие в нашей жизни добрых и заботливых людей из Петербурга благотворно сказывается на детях. У них снижается уровень тревожности, они становятся добрей, более открытыми.

Я благодарна Марии и Вадиму, а также руководителю фонда «Время помогать» Оксане Румянцевой, всем волонтерам, за то, что они оказывают такую трогательную и большую помощь детям-сиротам, и вообще искренне восхищаюсь тем, что такие люди сохранились в нашем обществе. Ведь раньше к нам в детский дом если и приходили люди со стороны, то только с какими-то обычными меркантильными интересами. Маша с Вадимом - другие, и наши дети это прекрасно чувствуют….

Знаете, мы даже не вникаем, как это все фонд «Время помогать» организует. Они берут все на себя, приезжают за нами на своем транспорте - мы отправляемся в Петербург, проводим экскурсии в Русском музее, мастер-классы, обедаем. Мне нравится, что жители большого города спокойно реагируют на нас, хотя наши ребята отличаются от других деток. Когда обедаем в гимназии, не только взрослые, но и обычные гимназисты нас доброжелательно воспринимают. То есть мы вхожи в общество, мы не чужеродное явление. Это ведь тоже уровень общества показывает, то, что общество готово принять людей с такими возможностями…

Честно говоря, поначалу мы тоже волновались, как такие поездки из Приозерского района скажутся на эмоционально-психологическом состоянии наших детей? Постарались продумать все с учетом возможности наших подопечных. Эффект оказался абсолютно позитивный, он способствует динамике развития детей. Я согласна с японцами, которые считают, что чем больше меняется экспозиций в течение дня, тем гармоничней развивается личность. Вот наш мальчик Миша, в свои 8 лет он гиперактивный, ему нужна смена деятельности через 3-5 минут. Когда Миша к нам поступил из дома ребенка, то в пять лет совсем не разговаривал, не играл с игрушками, только ломал и выбрасывал. Казалось бы, возраст для нормального развития упущен. Но мы сумели изменить ход событий. Сейчас Мише 8 лет, он научился считать, рисует, поет, выступает вместе с другими ребятами на концертах. Мне нравится, что и другие наши дети раскрепощенные: если ребенок устал, так устал, если нарисовал картину, тот спешит тут же показать друзьям, воспитателям. Он выражает свою индивидуальность, не зажат в какие-то рамки, не испуган, не подозрителен. Наши ребята возвращаются в детский дом из Петербурга немного уставшими, но спокойными и счастливыми. И с такими детьми можно достичь больших результатов. Я очень рада, что мы нашли в фонде «Время помогать» и в Русском музее друзей, единомышленников. Главное теперь, чтобы не перевелись деньги на этот проект, чтобы он не заглох…

К счастью, проект пока никто не сворачивает. Фонд «Время помогать» и Русский музей продолжают начатое. 2 декабря, ко Дню инвалида, в Михайловском замке откроется однодневная блиц-выставка работ ребят из Приозерского детского дома для умственно отсталых. В детском доме есть немало ребят, которые не выезжают в Петербург в силу разных причин. Во-первых, путь из Приозерского района неблизкий, во-вторых, некоторым ребятам врачи рекомендуют не покидать стены детского дома. А работы у них очень интересные: деревянные, берестяные, а также рисунки. Вот их и покажут в Михайловском замке. Кроме того, 2 декабря, с 14 до 16 часов в овальном зале Михайловского замка пройдет круглый стол по проблемам взаимодействия петербургских музеев и детских домов из отдаленных районов Ленинградской области.

Михаил Садчиков-младший, «Фонтанка. ру» Фото Михаила Садчикова-младшего